Потери компаний черной металлургии России от имеющихся инициатив, а также инфраструктурных ограничений, могут составить 500 млрд рублей в ближайшие пять лет

19 сентября 2018 года состоялось первое за два года совещание по вопросам развития металлургии с участием представителей отрасли в Правительстве России. На совещании Ассоциация «Русская Сталь» проинформировала вице-премьера Дмитрия Козака о ряде инфраструктурных ограничений и инициатив федеральных исполнительных органов власти, которые сдерживают развитие черной металлургии России. Проведение встречи совпало с обсуждением на уровне Правительства РФ предложения Администрации Президента России о стимулировании инвестиций в экономику страны со стороны крупных промышленных компаний, в том числе из металлургического сектора.

ПОЛТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ. Столько могут потерять компании черной металлургии России в ближайшие пять лет, если инфраструктурные ограничения останутся без внимания, а инициативы будут утверждены без предложенных Ассоциацией корректив. Это ДВЕ ТРЕТИ ОТ ВСЕХ ИНВЕСТИЦИЙ российской черной металлургии за последнюю пятилетку. Эти средства металлурги могли бы инвестировать в новые мощности, наилучшие доступные технологии, в том числе экологические, инновации и инфраструктурные проекты, которые нужны стране и создают новые рабочие места.

МЕТАЛЛУРГИЯ РОССИИ МОГЛА БЫ РАСТИ БЫСТРЕЕ И СОЗДАВАТЬ БОЛЬШЕ РАБОЧИХ МЕСТ. Компании черной металлургии России приносят 4% в ВВП и входят в тройку по валютной выручке России вместе с нефтегазовой и машиностроительной отраслями. Это - миллионы рабочих мест по всей стране. Но сегодня рост и развитие всего сектора, который вынужден экспортировать половину продукции из-за отсутствия спроса внутри страны, замедляется (сдерживается) рукотворными факторами - непродуманными инициативами, которые подтачивают промышленность - основу экономики.

РУССКАЯ СТАЛЬ ОБСУДИЛА С ВЛАСТЬЮ ЭТИ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ. С этой целью Ассоциация «Русская Сталь» инициировала встречу у курирующего промышленность вице-премьера Дмитрия Козака с участием членов Наблюдательного Совета Ассоциации, акционеров металлургических заводов России. По итогам совещания были намечены дальнейшие совместные шаги по решению проблем, сдерживающих инвестиции в сектор, и даны соответствующие поручения профильным ведомствам. Вице-премьер Дмитрий Козак после обсуждения ряда ограничений для инвестиций отметил, что их появление связано с желанием ведомств оправдывать свою необходимость, а не с поддержкой роста ВВП, развития инфраструктуры и модернизации. Стороны договорились продолжить конструктивное обсуждение и поиск решений.

Перечень проблемных вопросов, которые обсуждались на совещании:

  1. Модернизировать тепловую генерацию предлагается за счет промышленных потребителей электроэнергии. Это 5,5 трлн рублей дополнительной нагрузки на реальный сектор России до 2046 года, в т.ч. для отрасли черной металлургии – 260 млрд руб. Почему промышленные предприятия сами финансируют свою модернизацию, а генерирующие компании, рентабельность которых доходит до 40%, всегда перекладывают эти колоссальные расходы на других? При том, что часть этих объектов генерации просто не востребована экономикой.
    Предложения «Русской Стали»: установить требования к эффективности объектов генерации (загрузка, расход топлива) на всем жизненном цикле их эксплуатации; вычесть из оплаты потребителей дополнительные доходы генераторов, полученные за счет модернизации: на рынке тепла и от роста цены мощности; сделать процедуру отбора проектов «плавной», а не на 3 года вперед, как это предлагается сейчас.
  2. Перекрестное субсидирование электроэнергетики: 136 млрд рублей в год дополнительных поборов промышленности. В 2013 году Президент и Правительство решили снизить перекрестное субсидирование электроэнергетики, которое ложилось на плечи крупных промышленных потребителей. В 2017 году оно было прекращено. Однако теперь снова предлагается переложить 38 млрд рублей в год на промышленность, в т.ч. на предприятия черной металлургии 19 млрд руб., а также обязать заводы оплачивать некий виртуальный резерв мощности сетей стоимостью еще 100 млрд рублей. Абсурдность ситуации заключается в том, что предприятия должны оплачивать резерв даже собственной генерации, которая потребляется внутри промышленной площадки!
    Предложения «Русской Стали»: направить усилия на повышение эффективности сетей и исключить из рассмотрения инициативу по возврату перекрестного субсидирования, а также необходима доработка постановления об оплате резерва мощности с целью исключения оплаты резерва в отношении собственной генерации потребителей.
  3. Расшивка «узких мест» железнодорожной инфраструктуры. РЖД формирует долгосрочную программу развития своей инфраструктуры. Металлурги уже вкладывают миллиарды рублей в развитие собственной. Предлагается: синхронизировать эти усилия и развивать инфраструктуру общего пользования за счет РЖД, а также расшить «узкие места», которые позволят железнодорожной инфраструктуре принять к перевозке прирост объема металлургических грузов, самых доходных для РЖД.
    Предложения по каждому проекту металлургами были сформированы и переданы в Правительство РФ. Дальнейшую работу по включению объектов «Русская Сталь» намерена построить в формате постоянного диалога с РЖД.
  4. Лишняя экспертиза затянет проекты модернизации более чем на 200 дней и обойдется металлургам в 40 млрд рублей реальных потерь. С 1 января 2019 года в дополнение к действующей экспертизе проектной документации вводится еще одна - государственная экологическая экспертиза. Она затронет не только новое строительство, но и реконструкцию любых объектов, и затянет процесс согласований более чем на 200 дней. «Русская сталь» оценивает реальные потери сектора черной металлургии только от сдвига сроков пуска новых проектов из-за этой инициативы более чем в 40 млрд рублей.
    Предложения «Русской Стали»: ограничить действие экспертизы только новыми проектами (гринфилдами), где есть реальные альтернативы размещения объекта и возможность снизить воздействие. Минприроды России поставлена задача учесть эти предложения к 01.01.2019.
  5. Наилучшие доступные технологии или квотирование выбросов? С 2019 года российские предприятия начинают переход на признанную в мире систему регулирования, основанную на наилучших доступных технологиях. Она означает, что тот, кто внедрил современные технологии в свое производство и тем самым снизил воздействие, будет освобожден от дополнительного регулирования, сверхплатежей и пр. сборов. Однако новый законопроект Минприроды дает регионам право своим решением ограничивать деятельность предприятия, вводя квоты на выбросы. Это противоречит здравому смыслу: предприятие внедряет наилучшую доступную технологию (лучше не бывает), а ему могут сказать, что этого недостаточно. Выход один - сокращать производство и, как следствие, - рабочие места.
    Предложения «Русской Стали»: прописать, что требования региональных властей не могут превышать показатели наилучших доступных технологий, установленные специально разработанными за последние 5 лет отраслевыми справочниками.
  6. Новый экологический налог. Бизнес давно просит зафиксировать в одном документе всю неналоговую нагрузку, которую он несет. В ответ Минфин России предлагает неналоговые платежи перенести в разряд налогов со всеми последствиями в виде пеней, штрафов и уголовной ответственности. В частности, предлагается заменить экологический платеж (плату за негативное воздействие) на экологический налог. При этом зачет платы в счет экологических мероприятий, как это работает сегодня, будет ограничен.
    Предложения «Русской Стали»: провести с бизнесом детальное обсуждение, как будет работать вся система неналоговых платежей, а не механически переносить неналоговую нагрузку в налоговую.
  7. Недвижимое оборудование. В 2012 году на совещании у Президента России Владимира Путина было принято решение о поддержке инвестиций промышленности в новые машины и оборудование (движимое имущество) путем освобождения от налогообложения. Были приняты поправки и стимулирование заработало, с тех пор компании черной металлургии инвестировали около 1 трлн рублей. Однако налоговая инспекция решила считать это оборудование недвижимым имуществом и начала ретроспективно с 2013 года облагать промышленные компании налогом. В отдельных случаях действия налоговиков затрагивают до половины оборудования предприятий. В случае сохранения данной практики отрасль, которая за последние 10 лет провела масштабную модернизацию, «накажут» за эту модернизацию налогом в 5-6 млрд рублей в год.
    Предложения «Русской Стали»: прекратить практику пересмотра состава движимого имущества и относить к недвижимому только то имущество, которое поставлено на учет в государственном реестре недвижимости, и прекратить ретроспективный пересмотр со стороны налоговых инспекций.

***

Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская Сталь» объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России. Ассоциация была создано в 2001г. ведущими металлургическими компаниями России для координации усилий по защите интересов российских металлургов и реализации совместных проектов, не носящих коммерческого характера. Компании, входящие в Ассоциацию, производят 98% российского чугуна, около 90% стали и российского проката, около 60% труб, а также значительную долю сырья для металлургической промышленности.

Членами Ассоциации в настоящее время являются: ООО «ЕвразХолдинг», ПАО «НЛМК», ПАО «ММК», АО «ОЭМК» (ООО УК «Металлоинвест»), ПАО «Мечел», АО «ОМК», ПАО «Северсталь», ПАО «ТМК» и ООО УК «ПМХ».

24 сентября 2018, 13:24